|
История караимов Украины
Караимы - коренной малочисленный народ Украины.
Крымские караи (крымские караимы-тюрки) — коренной народ Крыма, объединенный общностью крови, языка и обычаев, осознающий собственную этническую индивидуальность, кровное родство с другими тюркскими народами, самобытность культуры и религиозную самостоятельность. Испытывает особые чувства к Крыму, как к исторической родине, дружеское расположение к другим народам и конфессиям, уважает их самоидентификацию.
(Самоопределение крымских караимов)
Крымский полуостров во все времена был оживлённым перекрёстком народов, религий, языков и культур. Веками на этом кусочке земли оседали народы и племена разного происхождения, привнося свой неповторимый колорит в этническую мозаику полуострова. Под влиянием различных исторических обстоятельств многие из этих народов смешивались между собой, образуя новые этносы с собственными уникальными культурными традициями. Один из народов, чья родина - Крымский полуостров - крымские караимы. По-караимски - къырым къарайлар.
Начальный этап этногенеза крымских караимов историки как правило относят к VIII - X векам - эпохе существования Хазарского каганата. Большинство исследователей полагают, что предками караимов Крыма были племена, входившие в состав Хазарского государства и местное, аборигенное население Крыма, отличавшееся пёстрым этническим составом. Среди предков крымских караимов - протоболгары, сармато-аланы, частично, готы. В состав этого этноса вошли также и половцы (у караимов сохранилась фамилия Комэн - от этнонима половцев - куманы). В антропологическом, в целом европеоидном облике караимов наблюдаются и признаки монголоидности.
Самое раннее упоминание письменных источников о крымских караимах принадлежит самим караимам и относятся к 1278 году. Византийский караим Аарон бен Иосиф а-Рофе в своей книге "Сефер а-мивхар" ("Книге избранных трудов") сообщает о караимах города Солхата (Ныне г. Старый Крым). К концу XIII века относится появление караимского храма - кенаса в Кафе (ныне г. Феодосия). Есть и данные, позволяющие высказать предположение, что караимская кенаса появилась в Кафе ещё раньше, в Х веке.
Караимы, наряду с крымскими татарами и крымчаками - тюркский народ Крыма. Практически все очевидцы, наблюдавшие жизнь караимов Крыма в средние века, говорят о том, что ни по образу жизни, ни по внешнему виду караимы не отличались от окружавшего их крымскотатарского населения, а отличия проявлялись, в основном, в религиозной сфере и в менталитете караимов. В XIII веке караимские общины возникают в Западной Украине, а в конце XIV века караимы расселяются в Литве. Литовский князь Витовт после похода в Крым привёл с собой в Литву несколько сотен караимских и татарских семей. Будучи умелыми воинами, переселённые Витовтом караимы охраняли княжеский замок и границы государства.
Духовным центром крымских караимов был город-крепость Кырк-Йер (Джуфт-Кале, Чуфут-Кале), неподалёку от столицы Крымского ханства - Бахчисарая. В Кырк-Йере находился ханский монетный двор, там же в 1751 году караимами была основана первая в Крыму типография.
Кроме Кырк-Йера (Джуфт-Кале) караимы жили в горах и предгорьях Крыма, городах о округах Мангуп-Кале, Солхате (Старом Крыму), Кафе (Феодосии), Гезлеве (Евпатории).
Жившие в Крымском ханстве караимы пользовались самоуправлением и были освобождены от многих налогов.
После присоединения Крыма к Российской империи в конце XVIII века Джуфт-Кале постепенно покидают жители, и религиозным центром караимов становится г. Евпатория. Караимы расселяются и за пределами полуострова - в имперских столицах Санкт-Петербурге и Москве, в Новороссийске и в городах Украины - Киеве, Харькове, Одессе, Николаеве, Екатеринославе (ныне г. Днепропетровск), Бердянске. К 1917 году в Российской империи насчитывалось 40 караимских общин, 20 караимских кенаса, численность караимов составляла 14000 человек. После 1917 года многие караимы, не приветствовавшие захват власти большевиками, отправляются в эмиграцию. Первая мировая и последовавшая за ней гражданская войны, а также ассимиляторская национальная политика советской власти, закрытие караимских храмов, школ и библиотеки в Евпатории привели к сокращению численности крымских караимов.
В 1930-1940 годы национальные организации караимов были ликвидированы, храмы закрыты. Религиозные обряды стали отправлять дома.
После освобождения Крыма от фашистов часть караимов была депортирована вместе с крымскими татарами и другими народами. Тогда же был уничтожен ценный этнографический материал, с риском сохраненный в годы оккупации - этнографический отдел музея в Симферополе.
В наши дни во всём мире насчитывается около двух тысяч крымских караимов, около тысячи из них проживают на своей родине, в Украине.
Караимы Западной Украины.
Традиционным местом проживания караимов Украины являются и западные области нашей страны. В XIII веке первый король Украины Данило Галицкий пригласил караимов на земли Галицкого - Волынского княжества. В 1246 году 80 караимских семей из крымских городов Солхата, Мангупа и Кафы переселились из Крыма в Галич. В этом городе - бывшей столице княжества - до наших дней сохранилась караимская община, однако ныне её численность сократилась до критического уровня; украшавшая Галич караимская кенаса в стиле барокко была уничтожена в 1980-е годы. Караимские общины существовали и в других городах Западной Украины - Львове, Луцке, Деражно, Кокизове.
|
|