Валентин Гаврилович Капон-Иванов. Жизнь и творчество.
Контакты
Современная караимская поэзия. Ю. Н. Суров
Современная караимская проза. Елена Ленская
События
Караимы Харькова
Караимы поселились в Харькове в 40-х годах XIX века. Представителей небольшого крымского народа сюда привлекли стремительно развивавшиеся торговля и индустрия – именно караимы стали пионерами харьковской табачной промышленности. На первых порах в городе насчитывалось около 10 семей караимов, а в 1871 году в Харькове жили 40 караимских семей – 205 человек. Численность харьковских караимов до революции то росла, то падала: 1877 год – 525 человек, 1897 – 207 человек; в 1901 году караимы составляли 0,2 % от общего населения города.
Центром общественной жизни караимов всегда была кенасса. Едва обосновавшись на новом месте, караимы преступили к организации религиозной жизни. Первая харьковская кенасса появилась в 1853 г. в Подольском переулке, в бывшем доме Измайловых. Молитвенный дом караимов был утверждён правительством в 1873 году. На постройку здания кенассы внесли средства 36 караимских семей. Современное здание было построено в 1891 – 1893 году по проекту архитектора Бориса Семёновича Покровского на углу Подольского переулка (ныне ул. Гамарника) и Кузнечной улицы. Исполнение обязанностей газзана в 1863 году было поручено купцу, раввину Аврааму Капону. В 1871 году газзаном харьковской кенасы стал Моше Маркович Султанский. С 1899 года по март 1917 года старшим газзаном был Мордехай Элиезерович Фенерли, а с лета 1917 года до закрытия кенасы в 1929 году духовным наставником харьковских караимов был газзан Яков Борисович Шамаш.
Среди членов Харьковского караимского религиозного общества 1920-х годов встречаются представители таких фамилий: Авах, Алмаз, Бабаджан, Борохович, Григулевич, Ельяшевич, Илик, Койлю, Ормели, Калиф, Кальф, Кальфа, Капон, Кефели, Койлю, Мангуби, Максимаджи, Савускан, Мичри, Танатар, Телал, Тиро, Топал, Туршу, Фуки, Черкес, Шамаш, Экмекчи, Эмельдеш.
Караимская община была распущена советской властью в 1929 г., а в здании кенассы обосновался клуб-музей «Воинствующий безбожник». Позже там разместился автотранспортный техникум, который сменила транспортная организация Хартрансэкспедиция. В советское время внутреннее пространство кенассы было разделено на два этажа, в связи с чем была изменена форма окон и добавлены окна второго этажа, исчезли украшавшие карниз Скрижали Завета, а также ограда вокруг здания.
На Холодной горе, на участке, купленном общиной, располагалось караимское кладбище. К нему от Екатеринославской улицы (нынешнего Полтавского Шляха) вёл Караимский переулок. Сегодня ничто не напоминает о его существовании, остался лишь дворовый проезд между многоэтажными зданиями. Караимское кладбище на Холодной горе было уничтожено в 30-40-х годах ХХ века, надгробные памятники разворованы, на его месте устроен сквер с детской площадкой.
В начале ХХ в. на улице Гоголя, 3 разместилось караимское благотворительное общество, возглавляемое С. В. Мангуби. Здание общества также сохранившееся до наших дней, располагалось рядом с католическим собором и лютеранской кирхой – на одних и тех же харьковских улицах мирно соседствовали представители разных религий и культур.
В районе Рашкиной дачи когда-то была улица, носившая имя представителей известного караимского рода – Мангубинская. Фамилия Мангуби происходит от названия города Мангуп-кале в горном Крыму. Этот город-крепость некогда был столицей средневекового княжества Феодоро, занимавшего горные районы Крыма. Во времена не столь далёкого прошлого Мангубинская улица была переименована, и названа именем русского революционера, участника гражданской войны в России 1917 – 1923 годов Сергея Лазо.
Находящийся не так далеко от Мангубинской улицы небольшой район имел название «Дача Габая», там находился Габаевский переулок и сад Габая. Переулок в советское время был переименован в Квитучий, но сад сохранился до нашего времени, и теперь находится на территории гимназии № 23. Если от Мангубинской улицы идти по направлению к центру города, то можно выйти на Моисеевский мост, соединяющий берега реки Харьков.
Харьковская община караимов не была сколько-нибудь большой, но, не смотря на малое число, караимы отнюдь не терялись на фоне более многочисленных народов, и дали Харькову немало выдающихся горожан. Упомянем некоторых из них.
Марк Моисеевич Кальфа - купец 2-й гильдии, крупный караимский промышленник и землевладелец, основатель табачной фабрики "Кальфа" в Харькове. С 1893 по 1898 г. состоял гласным Харьковской городской думы, принадлежал к консервативной городской партии. С 1893 г. состоял габбаем (старостой) харьковской кенассы, выполняя возложенные на него обязанности безвозмездно. По словам газзана М. Э. Фенерли, М. М. Кальфа добросовестно и усердно трудился на этом посту, увеличивал доходы кенассы, новое здание которой было построено при его самом непосредственном участии; он содействовал этому своими пожертвованиями и постоянными заботами. Был избран гевиром караимской общины Харькова. Также М. М. Кальфа жертвовал весьма значительные средства на нужды Александровского караимского духовного училища в Евпатории, реставрацию памятников караимской истории на Джуфт-Кале, постройку там музея караимской истории, в помощь беднякам, караимской богадельне "Ярдым". Принял самое деятельное участие в организации приёма беженцев с территорий, охваченных войной, оказывал им внушительную материальную помощь. За заслуги перед обществом и благотворительную деятельность М. М. Кальфа был представлен к награждению золотой медалью на Станиславовской ленте для ношения на шее.
В начале второго десятилетия ХХ века городской управой Харькова из Крыма был приглашён крупный инженер-специалист Даниил Самойлович Черкез. Ему было поручено создать городскую канализацию. Вся его дальнейшая жизнь была связана с нашим городом. Он спроектировал и построил тут несколько железобетонных мостов, преподавал в Харьковском Технологическом институте. По своему профилю он был одним из лучших специалистов в СССР, его научным наследием и ныне пользуются специалисты и студенты.
Нашим знаменитым земляком является театральный режиссёр Михаил Авах. Он соавтор либретто и режиссёр-постановщик многих произведений, работал в жанре оперетты и оперы, преподавал в Харьковском театральном институте, был главным режиссёром старейшего в Украине Харьковского театра музыкальной комедии, а позже – Харьковского театра оперы и балета им. Н. В. Лысенко. Вместе с Л. Юхвидом и композитором А. Рябовым он создал знаменитую оперетту «Свадьба в Малиновке», впервые появившуюся на харьковской сцене в 1937 году. Некоторые его оперетты присутствуют в репертуаре Харьковского театра музыкальной комедии и сегодня.
Харьковские караимы чтут память Валентина Гавриловича Капона-Иванова. Композитор, дирижёр, заслуженный работник культуры Украины, преподаватель, автор произведений в разных жанрах – симфоническом, оперном, камерном, эстрадном, театральном, он был едва ли не единственным в мире композитором, создававшим современную караимскую музыку. С начала 1990-х годов Валентин Гаврилович возрождал караимскую общину в Харькове, многие годы был её президентом. Благодаря стараниях В. Г. Капона-Иванова харьковским караимам была возвращена кенасса. Это произошло в 2006 году.
Мы привели, конечно, далеко не полный перечень наших замечательных земляков – сынов и дочерей своего древнего народа. Среди харьковских караимов всегда было и есть немало деятелей науки, культуры, искусства, педагогов, врачей и представителей других профессий; эти люди приносили и продолжают приносить пользу и славу родному городу и стране.
В настоящее время караимская община Харькова насчитывает около 50 человек. Несмотря на бурное время и утраты, в современном, быстро меняющемся мире харьковские караимы бережно хранят культурные и религиозные традиции своего народа.

Hosted by uCoz