Чтение Торы и гафтара по субботам в 5771 г.
Караимские праздники
Караимские посты
Календарь
календарь караимов-тюрков
праздники и памятные даты

К Ъ О Й А Н Й Ы Л Ы - Г О Д З А Й Ц А [4] 05.04.2011г. - 23.03.2012г.

05.04 - Й Ы Л Б А Ш Ы - начало нового религиозного года и года звериного цикла. Обильное застолье с вином и мясом. Обязателен круглый сдобный кюльче ( праздничный хлеб ), символизирующий счастливый новый год. Кюльче делят по числу присутствующих, смазывают медом и съедают в начале застолья.

19.04 - 25.04 - Т Ы М Б Ы Л Х Ы Д Ж Ы - ( П А С Х А). Религиозно посвящен выходу из рабства. Недельный запрет на употребление квасного, в т.ч. дрожжевого теста. Едят пресный тымбыл (хлебец, лепешка), къабуртын. Обязательно угощают тымбылом с медом. Тымбыл, мед, соль и перец стоят всю пасху на столе. Едят баранину, пьют вино. Веселый праздник. В первый вечер глава семьи за семейным столом рассказывает историю освобождения из Египетского рабства и странствий по пустыне, благословляет застолье, делит пресный тымбыл по числу присутствующих и раздает с горькими овощами (зел. чеснок и лук, перец, хрен и др.). Все блюда печеные – яйца, мясо, рыба, кайгана (щавелевая бабка), тымбыльная бабка и т.д. В конце застолья все угощаются тымбылом с медом. Все, что выставляется на стол, кроме горьких овощей, тымбыла и меда должно быть съедено.

24.04 - С А Н Б А Ш Ы - воскресенье, через семь недель после него АФТАЛАР ХЫДЖЫ.

18.05 - Й А Р Т Ы С А Н - половина времени до пятидесятницы.

20.05 - день рождения Сераи Марковича Шапшала (1873).

12.06 - А Ф Т А Л А Р Х Ы Д Ж Ы - ( ПЯТИДЕСЯТНИЦА, Шавуот). Религиозно посвящен получению 10 заповедей – закона. Празднуется в воскресенье. Весенний (зеленый) праздник. Кушанья весенние, много зелени, овощей; обилие блюд из творога и сыра; пекут семирядку (в честь семи недель после Пасхи) - пирог слоями из теста и творога, ватрушки, рулет с творогом.

10.07 - Б У Р У Н Г У О Р У Ч (Авуз йабар) - день поминовения - связан с взятием Иерусалима при его разрушении. Полудневный пост, посещение кладбища.

01.08 - 10.08 - О Н К Ю Н Я Р А - десять дней воздержания от мяса.

07.08 - О Р Т А Н Ч Ы О Р У Ч (Юч кюнь-ара – три дня) - полудневный пост - связан с началом разрушения Иерусалима и Первого Храма. С этого дня до КУРБАНА усиливается ограничение в еде, поведении, одежде.

10.08 - К У Р Б А Н (Авуз ачар) - день "жертвы" (Недава) – поминовения усопших. Полудневный пост. Посещают кладбище. Вечером - застолье с мясом после постов и воздержания от мяса.

29.09 – Б Ы Р Г Ы К Ю Н Ю – праздник Труб - традиционное начало отсчета нового года от сотворения мира 5772 [15]. Обильное застолье с вином и мясом. Обязателен круглый сдобный кюльче с медом. Начало 10-ти дневной подготовки ко дню отпущения грехов, во время которых проводятся рараты – дополнительные молебны до рассвета об отпущении грехов.

08.10 - Б О Ш А Т Л Ы Х - (Киппур) день отпущения грехов. Суточный пост без еды и воды во искупление грехов. Усиленные молебны об отпущении грехов, просят прощения у окружающих и прощают нанесенные ими обиды. Вечером - праздник с застольем, песнями и танцами. После БОШАТЛЫХ договаривались о свадьбах.

13.10 - 20.10 - А Л А Ч Ы Х Х Ы Д Ж Ы или ОРАХ ТОЮ (Суккот) - праздник урожая (серпа) (Кущей). Религиозно посвящен походу к земле обетованной, когда жили в кущах или шалашах. Обильные застолья с фруктами и овощами, виноградным вином. Дома украшаются ветвями и цветами. Около кенасса украшают беседку, развешивают фрукты и овощи. В местностях, где выращивали рожь и пшеницу в кенасса торжественно вносили венок из колосьев, украшенный цветами, который висел там до следующего праздника урожая. Справляются свадьбы. В 8 (последний) день праздника отмечается праздник Пятикнижия – в этот день заканчивается один и начинается новый цикл субботних чтений частей Пятикнижия.

23.10* - О Р У Ч - полудневный пост в святи с гибелью Годолии (Гедалии) – защитника народа.

04.01.2012 - О Р У Ч - полудневный пост, связан с началом осады Иерусалима при его разрушении.

07.03.2012г. - К Ы Н Ы Ш - (Пурим) - зимний праздник. Религиозно посвящен спасению от уничтожения. В конце богослужения читается Книга Есфири. К праздничному столу пекут пирожки из слоеного или дрожжевого теста с орехами, черносливом, медом, маком, изюмом. Гулянья молодежи, игры с переодеванием, масками, катание на лошадях, санях. Разрешена работа.

Ш А Б Б А Т К У Н Ь ( СУББОТА ) - праздничный день. Молебны, воздержание от работы. День посвящается Богу и духовному самосовершенствованию.

Й А Н Г Ъ Ы Й ( новолуние) - каждый первый день месяца - полупраздник. ( 05.04, 04.05, 03.06, 02.07, 01.08, 30.08, 29.09, 28.10, 27.11, 26.12, 25.01.2012, 23.02 - 12 месяцев).

П Р И М Е Ч А Н И Е 1. В скобках - религиозное название праздника.
2. Все праздники начинаются и заканчиваются молебнами в храме. В многодневных праздниках – праздничные дни первый и последний, остальные – полупраздничные. В праздничные дни запрещена работа кроме приготовления пищи. В полупраздничные дни – разрешена самая необходимая работа.
3. Праздники начинаются вечером предыдущего дня; указана дата первого дня праздника, начавшегося вечером накануне. Конец праздника - вечер указанного в календаре дня.
4. Любое застолье начинается с благодарственной молитвы и благословения застолья, участников, их семей и всех отсутствующих членов общины.
5. Более религиозные караимы О Р У Ч отмечают дневным постом
6. 23.10* - перенос из-за субботы
На основе календаря Уллу газзана М. Фирковича
г. Симферополь составил - Бабаджан А.А.


календарь караимов-тюрков
праздники и памятные даты

ПАРС ЙЫЛЫ - ГОД БАРСА [3]
17.03.2010г. - 04.04.2011г.

17.03 - ЙЫЛ БАШЫ - начало нового религиозного года и года звериного цикла. Обильное застолье с вином и мясом. Обязателен круглый сдобный кюльче (праздничный хлеб), символизирующий счастливый новый год. Кюльче делят по числу присутствующих, смазывают медом и съедают в начале застолья.

31.03 - 06.04 - ТЫМБЫЛ ХЫДЖЫ - (ПАСХА). Религиозно посвящен выходу из рабства. Недельный запрет на употребление квасного, в т.ч. дрожжевого теста. Едят пресный тымбыл (хлебец, лепешка), къабуртын. Обязательно угощают тымбылом с медом. Тымбыл, мед, соль и перец стоят всю пасху на столе. Едят баранину, пьют вино. Веселый праздник. В первый вечер глава семьи за семейным столом рассказывает историю освобождения из Египетского рабства и странствий по пустыне, благословляет застолье, делит пресный тымбыл по числу присутствующих и раздает с горькими овощами (зел. чеснок и лук, перец, хрен и др.). Все блюда печеные – яйца, мясо, рыба, кайгана (щавелевая бабка), тымбыльная бабка и т.д. В конце застолья все угощаются тымбылом с медом. Все, что выставляется на стол, кроме горьких овощей, тымбыла и меда должно быть съедено.

4.04 - САН БАШЫ - воскресенье, через семь недель после него АФТАЛАР ХЫДЖЫ.

28.07 - ЙАРТЫ САН - половина времени до пятидесятницы.

20.05 - день рождения Сераи Марковича Шапшала (1873).

23.05 - АФТАЛАР ХЫДЖЫ - (ПЯТИДЕСЯТНИЦА, Шавуот). Религиозно посвящен получению 10 заповедей – закона. Празднуется в воскресенье. Весенний (зеленый) праздник. Кушанья весенние, много зелени, овощей; обилие блюд из творога и сыра; пекут семирядку (в честь семи недель после Пасхи) - пирог слоями из теста и творога, ватрушки, рулет с творогом.

22.06 - БУРУНГУ ОРУЧ (Авуз йабар) - день поминовения. Полудневный пост, посещение кладбища.

13.07 - 22.07 - ОН КЮНЯРА - десять дней воздержания от мяса.

19.07 - ОРТАНЧЫ ОРУЧ (Юч кюнь-ара – три дня) - полудневный пост. С этого дня до КУРБАНА усиливается ограничение в еде, поведении, одежде.

22.07 - КУРБАН (Авуз ачар) - день "жертвы" (Недава) – поминовения усопших. Полудневный пост. Посещают кладбище. Вечером - застолье с мясом после постов и воздержания от мяса.

10.09 – БЫРГЫ КЮНЮ – традиционное начало отсчета нового года от сотворения мира 5771 [14]. Обильное застолье с вином и мясом. Обязателен круглый сдобный кюльче с медом. Начало 10-ти дневной подготовки ко дню отпущения грехов, во время которых проводятся рараты – дополнительные молебны до рассвета об отпущении грехов.

19.09 - БОШАТЛЫХ - (Киппур) день отпущения грехов. Суточный пост без еды и воды во искупление грехов. Усиленные молебны об отпущении грехов, просят прощения у окружающих и прощают нанесенные ими обиды. Вечером - праздник с застольем, песнями и танцами. После БОШАТЛЫХ договаривались о свадьбах.

24.09 - 1.10 - АЛАЧЫХ ХЫДЖЫ или ОРАХ ТОЮ (Суккот) - праздник урожая (серпа) (Кущей). Религиозно посвящен походу к земле обетованной, когда жили в кущах или шалашах. Обильные застолья с фруктами и овощами, виноградным вином. Дома украшаются ветвями и цветами. Около кенасса украшают беседку, развешивают фрукты и овощи. В местностях, где выращивали рожь и пшеницу в кенасса торжественно вносили венок из колосьев, украшенный цветами, который висел там до следующего праздника урожая. Справляются свадьбы. В 8 (последний) день праздника отмечается праздник Пятикнижия – в этот день заканчивается один и начинается новый цикл субботних чтений частей Пятикнижия.

3.10 - О Р У Ч - полудневный пост в святи с гибелью Годолии (Гедалии).

16.12.2010 - О Р У Ч - полудневный пост.

17.02.2011г. - К Ы Н Ы Ш - (Пурим) - зимний праздник. Религиозно посвящен спасению от уничтожения. В конце богослужения читается Книга Есфири. К праздничному столу пекут пирожки из слоеного или дрожжевого теста с орехами, черносливом, медом, маком, изюмом. Гулянья молодежи, игры с переодеванием, масками, катание на лошадях, санях. Разрешена работа.

Ш А Б Б А Т К У Н Ь (СУББОТА) - праздничный день. Молебны, воздержание от работы. День посвящается Богу и духовному самосовершенствованию.

Й А Н Г Ъ Ы Й (новолуние) - каждый первый день месяца - полупраздник. ( 17.03, 16.04, 15.05, 14.06, 13.07, 11.08, 10.09, 9.10, 7.11, 7.12, 6.01.2011, 4.02, 6.03 - 13 месяцев).

П Р И М Е Ч А Н И Е 1. В скобках - религиозное название праздника.
2. Все праздники начинаются и заканчиваются молебнами в храме. В многодневных праздниках – праздничные дни первый и последний, остальные – полупраздничные. В праздничные дни запрещена работа кроме приготовления пищи. В полупраздничные дни – разрешена самая необходимая работа.
3. Праздники начинаются вечером предыдущего дня; указана дата первого дня праздника, начавшегося вечером накануне. Конец праздника - вечер указанного в календаре дня.
4. Любое застолье начинается с благодарственной молитвы и благословения застолья, участников, их семей и всех отсутствующих членов общины.
5. Более религиозные караимы О Р У Ч отмечают дневным постом.

На основе календаря Уллу газзана М. Фирковича
г. Симферополь составил - Бабаджан А.А.

Hosted by uCoz