Караимская кенаса
Календарь
Глаголев В. С. Философско-религиозные аспекты в изучении караимов
Глаголев В. С. Религия караимов
Сайт библеиста Дмитрия Щедровицкого
Религия караимов
Истоки караимизма - монотеистической религии, в основе которой лежит ТаНаХ (Ветхий Завет) в изначальной чистоте и с главными принципами - любви к Богу и ближнему - восходят к первым векам нашей эры. Духовными предшественниками караимов были ессеи, саддукеи и Кумранская община, оставившая известные письменные памятники - свитки Мёртвого моря. Важную роль в становлении этого вероучения сыграл Анан бен Давид из Багдада.
В VIII в. н. э. Анан бен Давид выступил с философско-богословским обоснованием веры, опирающейся лишь на ТаНаХ, без каких-либо устных преданий. Сторонники Анана, которые вначале назывались ананиты, избегали антирациональных и мистических доводов. Они утверждали, что Христос и Мухаммед были подлинными пророками, принесшими весть о спасении миллионов людей.
ТаНаХ ("Ветхий Завет") караимы признают единственным источником Закона. Анан бен Давид говорил: «Тщательно ищите в Торе и не опирайтесь на мое мнение».
Слова ТаНаХа адресованы каждому человеку для его счастья и спасения. В том случае, когда два человека расходились в истолковании Закона, и тот и другой, по представлениям ананитов, были правы перед Богом, если следовали собственному пониманию, проникнутому благоговением перед Торой.
Продолжателем учения Анана стал Беньямин бен Моше Нахавенди (ок. 830-860 гг. н. э.). Нахавенди первый назвал своих единомышленников караимами - теми, кто следует Писанию.
Прилежно изучать Писание, строго сверяться со своей совестью, придерживаться основательно выработанных суждений - таковы принципы учения Анана.
Каждый караим свободен в личном понимании Святого Писания. Духовенство не имеет права навязывать свою точку зрения как обязательную и единственно правильную. Газзан, караимский священнослужитель, не есть посредником между человеком и Богом. Главное, с чем должен сверять свою жизнь караим - со словом Божьм, данным в Торе, а не с учением священников.
Личное истолкование Закона сделало ананитов индивидуалистами. Один из них в Х столетии рассуждал так: «Знайте, братья, дети Израиля, что каждый должен полагаться на себя. Нам Бог не простит того, кто говорит: "Мои учителя сами вели себя таким образом..." Не существует обязанности следовать во всех случаях обычаям предков, напротив, следует сверять свое поведение, свои действия и суждения со словами Торы, чтобы видеть, соответствуют ли они им... И если спрашивают: "Что должен делать невежда, который не знает ничего?" — "Его долг учиться и умножать свои знания, наблюдать и затем действовать... Тот, кто ограничивается исполнением обрядов, не понимая их, не отличается от осла, тянущего ношу.»
В VIII — Х веках караимизм распространяется в Месопотамии, Персии, Сирии, Палестине, Северной Африке, Испании, Византии и Хазарском каганате. Караимская религия находила сторонников среди людей разного происходжения, однако нигде численность караимов не была значительной. C хазарского времени берет свое начало история крымских караимов - потомков племен, входивших в состав Хазарии. В Восточной Европе кроме крымских караимов-тюрок, религию пророка Моисея исповедовали и караимы-славяне, украинцы и русские преимущественно из казацких станиц Северного Кавказа и Астраханской области.
Основу литургии у караимов, как и у христиан, составляют псалмы Давида. Отмечаются ветхозаветные праздники, кроме тех, которые имеют отношение к периоду Второго Храма. Главные праздники, предписанные Торой - Хыджи тымбылларнын (Песах), Хыджи афталарнын (Пятидесятница), Орах тою (Праздник Кущей, Суккот). Интересно, что Иисус Христос праздновал свою последнюю Пасху вечером с четверга на пятницу, что возможно лишь у караимов. Соблюдаются посты - пост покаяния (Йом Киппур), посты 24 тишри, 10 тевета, 9 таммуза, 7 и 10 ава.
В наше время небольшие группы караимов, помимо Украины, имеются в Литве, Польше, России, Турции, Франции, Египте, Израиле и США.

Hosted by uCoz