|
О караимской религии
Начиная сегодня разговор о караимской религии, надо сказать, что последние 90 лет очень отрицательно сказались на состоянии дел в этой области. Приход советской власти на территории России, а затем, в Литве и Польше уничтожил традиционный религиозный уклад жизни, стройную систему религиозного образования и воспитания караимов. Сейчас необходимо заново строить всю эту систему и строить ее по-новому, т.к. разрушен фундамент прежней системы – семейное религиозное воспитание и образование.
Существует два основных пути к Господу и религии.
Первый и основной, по которому шли – это путь изначальной веры. Рождаясь, ребенок попадал в религиозную атмосферу семьи и с самого детства принимал веру в Бога и азы религиозной практики и грамоты в повседневной жизни семьи. Вера в Бога входила в жизнь ребенка с рождения, заполняя душу, как воздух, которым дышишь и не замечаешь. Дальнейшее образование и обучение укрепляло эту веру, делало ее более осознанной и глубокой. Человек привыкал находить ответы на многие вопросы в религии и это помогало ему быть более устойчивым в житейском море проблем и испытаний. В раннем детстве намного легче принимаются аксиомы религии, и они становятся основой и столпами мировоззрения, легко принимаются принципы, которые действуют всю жизнь. В более взрослом возрасте изменения принципов и принятие других аксиом происходит намного труднее, а чаще – вообще не происходит. Но, увы, этот путь для большинства караимов закрыт, т.к. не только детей и родителей, но часто и дедушек и бабушек необходимо возвращать к караимской религии.
Остался второй путь – через знания и понимание прийти к вере. Этот путь гораздо более сложный, долгий и опасный, но зато дает и лучшие плоды. На этот путь человек становится сознательно, начиная изучать сначала ознакомительную религиозную литературу, затем приходит к изучению первоисточника – Ветхого Завета и большого объема сопутствующей исторической, богословской и эзотерической литературы. Прийдя к вере в Господа, все же тяжело перестроить свою жизнь в соответствии с принципами и требованиями религии, и намного труднее сделать так, чтобы эти принципы стали основой мировоззрения и мировосприятия. Слишком часто это приобретенное остается только внешним, показным знанием, а не становится сутью мировоззрения. Еще одна опасность – это гордыня, которая все положительное превращает в отрицательное. И мысли - «я более знающий, я более достойный, я более чист душой» и т.д. - приводят к отдалению от Господа. Слишком тяжело по-настоящему принять принцип «Все от Господа». Мы стали слишком умными – образование, институты, информационная лавина с Интернетом; деятельными – всего в жизни добились сами; все «я…, я…, я…», чтобы принять, что «без Воли Божьей и волос не упадет». Нас слишком заботит успех в этой жизни, чтобы вспоминать, что способности даны для служения Господу и выполнения задач, поставленных Господом, а не для построения прижизненного памятника себе – любимому, при помощи карьеры, денег, славы, власти. Часто мнение официальных представителей, которые не вникают в проблемы, а действуют как им просче, важнее мнения членов общины, а где уж думать о мнении Всевышнего. «До Бога – высоко, до царя – далеко», а от этих людей зависит сегодняшний день! Так и живем в суете и тщете, а в конце – оглянешься, и предъявить нечего, кроме душевной пустоты и официальных признаний, а жизнь прошла…
И по этому пути идем мы, идут дети, внуки… Была религия, национальная культура, национальное самосознание, а осталось – десяток блюд национальной кухни, книги на полке и редко вспоминаемое «Я караим» или наоборот – нарочито-показное и требующее «Я караим! - поэтому все должны со мной носиться!»
Недаром название народа совпадает с названием религии, т.к. под сенью этой религии формировался, жил и процветал наш народ. Изучая Ветхий Завет, формировались караимское мировоззрение и мораль, караимская психология и культура, благодаря этому изучению формировалась склонность караимов к знаниям и наукам, на вере воспитана доблесть и честность, трудолюбие и отзывчивость, сострадание и мужество, стойкость и многое другое. И легко видеть, как уход от религии и разрушение общин с их ограничениями и их помощью и защитой сказалось на караимах.
Посмотрите вокруг и подумайте к чему мы пришли с христианством и тенгрианством, с атеизмом и безверием. Караим без караимской религии – это тюрок, русский, украинец, литовец или поляк, у которого есть немного блюд, которые готовятся по праздникам, воспоминания об истории народа, его культуре и повседневный европейский быт в христианской среде с христианской культурой. И через пару поколений и эта малость исчезнет за ненадобностью и чуждостью христианству.
Только караимская религия дает смысл особенностям караимской культуры и кухни, дает фундамент и смысл праздникам, воспроизводит караимскую психологию и караимские характеры, регенерирует культуру и особенности быта.
Без возврата к религии, ее изучению у нашего народа НЕТ будущего, а есть только гибельное настоящее. И это с ужасом видишь на примере прошедших 90 лет, как без религии исчезали большие караимские общины, исчезала культура, психология, быт и даже любые полученные свободы не могли вернуть караимов по происхождению назад, к своему народу.
Сейчас необходимы проповеди и кропотливое обучение, чтобы возвращать караимов к их религии. И все это осложняется с одной стороны тем, что вся прежняя богословская караимская литература была написана для людей изначально верующих и не содержит многих аксиоматических и фундаментальных знаний, без которых нельзя построить фундаментальное и основательное здание религиозного знания и веры.
С другой стороны приходится иметь дело с людьми образованными, с высшим образованием, а то и с научными степенями, с огромным информационным потоком, а все научное образование и научное знание до сих пор базируется на атеизме, несмотря на внешние попытки нынешней науки терпимо относиться к религии. Возрождающим религию, необходимы огромные знания в разных областях науки, высокий богословский профессионализм, чуткость и отзывчивость к людям, пример собственной жизни. Но, увы, и это не все, те караимы, которые возрождают религию, должны обладать еще и организаторскими и пробивными способностями, т.к. все время придется все организовывать самим, да еще пробивать стены недоверия, а то и сопротивления караимских общественных чиновников, сформировавшихся за последние десятилетия безверия. Зачем поддерживать то, что они не понимают, во что не верят, что считают «опиумом для народа», отвлекающим от настоящего, народного, уводящим к Моисею, гебрайскому языку, Иерусалиму?
Это большие требования, но сейчас нам необходимо обращать народ к религии через убеждение и свой пример, только своей убежденностью, своим служением, своим примером, своей жизнью можно разжечь огонь в чужих душах и повести за собой к Господу. В нашей религии нет святых, которые в других религиях зажигают сердца, но есть Учителя, Учителя с большой буквы. И нам нужен хотя бы один такой учитель, как воздух, как вода в пустыне, чтоб вновь разжег костер веры в сердцах караимов и возродил караимскую духовность, т.к. без этого и культура, и народ исчезнут, как исчезли многие народы и их культуры на Земле. Наша религия – тот фундамент, на котором строилась вся караимская культура и ментальность, отличающая нас от остальных народов, именно караимская религия была той направляющей, которая определила всю духовную жизнь нашего народа и без возврата к ней не может быть никакого возрождения народа и культуры. Вся наша работа сведется к сбору и созданию мертвых экспонатов для музеев, библиотек и выставок, но не возродит живую жизнь народа с ее репродуцированием в будущих поколениях.
Но ждать нельзя и сейчас, в отсутствии Учителя, необходимо каждому из нас сегодня - завтра может быть поздно - сделать первый шаг к караимской религии – подробнее ознакомиться с ней. Просто больше узнать, постараться понять ее основы, ее особенности, немного глубже изучить, чем лишь общие, хотя и правильные, слова и характеристики и перед вами откроется окно в огромный духовный мир наших предков, о котором мы, увы, так мало знаем. А если приложить больше сил и упорства – откроется и дверь в этот лучезарный мир знаний, чувств, загадок и открытий. И каждый, кто это сделает – обретет целый новый мир, духовный мир наших предков, нашего народа. И он не где-то далеко, а здесь рядом, протяни руку, сделай пару шагов и он откроется перед тобой со всеми сокровищами и своей жизнью. Каждый в нем станет первооткрывателем, исследователем, творцом! Ну так смелее вперед к открытиям, озарениям и тайнам, поискам и знаниям …
Эрби Александр Бабаджан
|
|