|
Валентин Гаврилович Капон-Иванов. Жизнь и творчество.
Об этом человеке трудно писать в прошедшем времени – до последних дней он оставался деятельным и непоседливым, и его кипучая энергия передавалась окружающим.
Валентин Гаврилович Капон-Иванов – композитор, дирижёр, член Национального союза композиторов Украины, заслуженный работник культуры Украины, президент Харьковского караимского национально-культурного общества «Карай».
Жизнь Валентина Гавриловича была интересной и насыщенной событиями, однако уже с раннего детства маленькому Валентину, родившемуся в 1936 году, пришлось пережить суровые испытания: его отец – инженер, специалист старой закалки, знавший несколько иностранный языков, советским властям показался неблагонадёжным и был репрессирован. Мать продержали в заключение несколько месяцев, и потом ей стоило больших усилий разыскать двоих сыновей, отданных в разные детские дома. Первым инструментом, на котором Валентин в десятилетнем возрасте научился играть, была бандура, и вскоре он уже шлифовал своё мастерство в оркестре народных инструментов при дворце пионеров.
Закончил два факультета – сначала, в 1958 году факультет народных инструментов по классу домры Харьковского института искусств, а со временем – спустя 18 лет – и композиторский факультет. Валентин Гаврилович владел искусством игры на многих музыкальных инструментах – на домре, баяне, аккордеоне, фортепиано, гитаре, банджо, балалайке, ударных.
В. Г. Капон-Иванов писал музыку в самых различных жанрах – симфоническом (две симфонии, симфоническая поэма «Гулюш-Тота» по караимской легенде о Гулюш-Тота, спасшей город от врагов), оперном (опера – «Да будет град» по легенде Квитки-Основяненко «Основание Харькова», опера-оратория «Песнь о разбитом хрустале» о начале Холокоста в Германии – событиях 1938 года), камерном (квартеты, сочинения для фортепиано и множества различных инструментов), эстрадном (песни, пьесы для эстрадного оркестра и биг-бенда), театральном (музыка к пятидесяти спектаклям для драматических и детских театров). Его творческое наследие составляет 48 томов рукописного музыкального материала.
Валентин Гаврилович писал музыку и для самых маленьких слушателей, с детства открывая им удивительный мир музыки – создал музыкальную версию «Алисы в стране чудес» и множество других замечательных произведений – песен, инструментальных циклов, хоровых произведений, сборников пьес. Композитор тонко чувствовал нюансы восприятия музыки детьми разных возрастов; он автор музыки к более чем пятидесяти спектаклям харьковского Театра юного зрителя.
В. Г. Капон-Иванов любил работать и в песенном жанре. В Харькове издана антология его музыкальных произведений «Єднаймося» - песни, романсы, баллады на стихи поэтов Слобожанского края, а также классиков украинской поэзии – Леси Украинки, Ивана Франко, например, музыка к произведению Леси Украинки «Без надії сподіваюсь». Для песен В. Г. Капона-Иванова характерны мелодизм, украинский национальный колорит, содержательность. Его песни имеют одинаково большой успех не только в Харькове, но и в других городах Украины. Замечательный аранжировщик и исполнитель песен В. Г. Капона-Иванова его сын – Валентин Капон, лауреат многих международных конкурсов и фестивалей.
Многие годы Валентин Гаврилович руководил народным женским эстрадным оркестром «Орбита» в Харькове, возглавлял и джазовый ансамбль при Донецкой филармонии. Пятнадцать лет он стоял во главе ансамбля «Слобожане» - самодеятельного коллектива строительной организации АО «Спецбуд-3», и писал песни для этого ансамбля на стихи Т. Шевченко, И. Франко, А. Пушкина, украинских поэтов – как классиков, так и современников. В. Г. Капон-Иванов переложил на музыку стихи многих поэтов Украины, не разу до того не воплощавшиеся в нотах. Композитор – автор более двадцати песен о родном городе Харькове. Песни Валентина Гавриловича поют под гитару в походах и в зрительных залах, артисты-профессионалы на сценах филармоний и оперных театров, и артисты-любители из самодеятельных коллективов, дети и взрослые; они звучат на творческих вечерах и концертах, побеждают на песенных фестивалях.
Ждёт постановки его опера об основании Харькова «Да будет град». А вот «Песня о Ялте» недавно заняла первое место на всеукраинском конкурсе песен об этом южном городе.
Валентин Гаврилович не упускал случая преподнести музыкальный сюрприз, и порой делал это при самых неожиданных обстоятельствах. В 1989 году он впервые побывал за границей, в Париже, где жила его тётя Екатерина Стамболи. В доперестроечные годы музыканта не выпускали из страны даже проведать родственников. Тётя преклонных лет, многие годы звавшая племянника в гости, оказать традиционное караимское гостеприимство не смогла, поскольку жила в доме престарелых и родственников уже не узнавала. В том же парижском доме престарелых доживали свои дни эмигранты первой волны, покинувшие страну после революции 1917 года. Их быстро облетела весть о музыканте, приехавшем «из России», и встречать Валентина Гавриловича – кто на костылях, кто на инвалидных колясках – вышли последние носители знаменитых фамилий и благородных титулов. Конечно, гость дал для них концерт, подарив вечер воспоминаний о покинутом Отечестве.
Ещё более необычным местом, где ему довелось выступать, был цыганский табор. Туда Валентин Гаврилович – большой любитель прогулок на природе – забрёл, гуляя по лесу. Цыгане по такому случаю накрыли обильный стол и долго не хотели отпускать маэстро.
Валентин Гаврилович – сын древнего караимского народа. Крымские караимы – один из самых малочисленных народов Украины – потомки племён, населявших в VIII-X веках Хазарский каганат. Благодаря своей уникальной религии, ставшей связующим звеном для этноса, народ сохранился до наших дней, несмотря на все превратности судьбы. Во всём мире крымских караимов осталось меньше двух тысяч человек. Невозможно оценить вклад В. Г. Капона-Иванова в сохранение и развитие караимского музыкального искусства. Из Крыма ему прислали ветхие нотные записи, рассыпавшиеся в руках, с пропущенными нотами. Валентин Гаврилович буквально вытащил, спас от забвения древнюю музыкальную культуру целого народа. Трудно было найти другого композитора, пишущего современную караимскую музыку, он – автор музыки для единственного в мире караимского танцевального коллектива – ансамбля «Фидан». Композитор написал гимн харьковских караимов – маленькой, но дружной национальной общины.
В этом человеке удивительным образом уживались творческая натура и качества организатора, которым ему пришлось стать в силу обстоятельств, чтобы решать насущные, но далёкие от искусства вопросы.
В начале 1990-х годов, когда началось возрождение культуры и обычаев народов Украины, В. Г. Капон-Иванов поднял вопрос о создании караимского национально-культурного общества в Харькове, где живут около полусотни караимов. Ему долго пришлось обивать пороги чиновничьих кабинетов, не встречая понимания у харьковской бюрократии – общество никак не регистрировали, пока он не пошёл на приём к губернатору Харьковщины Александру Масельскому. Выслушав рассказ о караимском народе, Александр Степанович тут же подозвал помощника и распорядился уладить этот вопрос. Валентин Гаврилович ещё ехал в троллейбусе домой, когда раздался телефонный звонок с радостным известием – караимское национально-культурное общество зарегистрировали. С 1995 года впервые с конца 20-х годов возобновила свою деятельность караимская религиозная община. А полностью культовое здание караимов – кенаса – вернули общине ещё спустя десятилетие – 1 февраля 2006 года. С самого его основания В. Г. Капон-Иванов был и организатором, взвалившим на свои плечи хозяйственные хлопоты, и душой небольшой общины харьковских караимов, не давая забывать и другую важную традицию предков – къонушма – весёлого караимского застолья с музыкой, песнями и танцами.
Валентин Гаврилович Капон-Иванов покинул этот мир 2 апреля 2008 года. Его памяти посвятил свои строки харьковский учёный химик и поэт Юрий Николаевич Суров:
Вы ушли, и мы осиротели,
Вы ушли, Вас некем заменить.
Как же мы теперь должны сплотиться,
Чтобы мысли Ваши воплотить!
И пока душа ещё меж нами,
Обещаем так мечтать и жить,
Чтобы Вы могли гордиться нами,
Чтобы память Вашу сохранить.
|
|