Первоочередные задачи возрождения караимской религии
Проблемы, с которыми сталкивается любой, пытающийся возрождать караимскую религию на постсоветском пространстве, в основном, достались нам от Советской власти.
В основе всей религиозной караимской структуры были общины.
Структура общины основывалась на компактном проживании караимов, храме или молитвенном доме, мидраше или общинном помещении и общинной собственности, доходы от которой вместе с добровольными пожертвованиями позволяли содержать эту собственность. В царской России государство еще помогало содержать караимское духовенство и учителей религии, выплачивая им зарплаты и выделяя деньги на другие религиозные нужды. Религиозное воспитание детей начиналось в семьях с рождения и проходило оно не только в семье, но во время общения со сверстниками и другими членами общины. Религиозную школу – мидраш, посещали все мальчики, позже и девочки, вместо уроков религии в школах. Ко времени начала обучения они знали религию и праздники на бытовом уровне и в школе только эти знания углублялись и расширялись. Была налаженная система подготовки караимского духовенства, издания духовной литературы, оказания помощи учащейся молодежи и малоимущим.
С приходом Советской власти вся эта структура была полностью уничтожена – храмы, общественные здания и собственность национализированы, школы закрыты, духовенство преследовалось, компактное проживание разрушалось. Началась оголтелая атеистическая пропаганда. Многие караимы, получая научное образование, становились атеистами и в этом духе воспитывали своих детей. Религиозная литература уничтожалась. Все это привело к полному упадку караимскую духовность.
С того времени нам досталось отсутствие храмов и помещений для школ, а если есть здания – то проблемы ремонта и содержания их. Отсутствие подготовленных газзанов и учителей религии. Отсутствие общинной собственности, отсутствие средств содержать духовенство, разбросанность проживания караимов и атеистическое воспитание не только детей или родителей, но и их бабушек и дедушек. Полное разрушение общинных структур и общинной жизни и несколько поколений караимов, которые не имеют понятия о жизни в общине.
Так что основной задачей становится задача возрождения караимских общин с их структурами и общинной жизнью и ее духовными ориентирами. Т. к. без этого невозможно организовать воспитание, существование и воспроизводство носителей караимской религии и культуры. Здесь необходим комплексный подход к семьям, т.е. работа со всеми поколениями семьи.
В связи с резким изменением воспитания и образования – атеистическим, изменилась и прежняя основная задача духовенства, к удовлетворению потребностей верующих добавилась новая задача - пропаганда караимской религии и обращение в караимскую религию для возвращения караимов по происхождению в лоно караимской религии. И эта задача очень трудная, т.к. приходится конкурировать в проповедничестве с христианскими проповедниками: православными, католическими, адвентистами, пятидесятниками, иеговистами и с талмудистами. И это при подготовке самообучением и при отсутствии соответствующей караимской литературы и устаревших катехизисах. В спорах с караимами с высшим образованием не обойдешься поверхностными ответами и ответом – «Так считали (написали) наши предки». Здесь нужны глубокие знания и не только Ветхого Завета. Часто собеседник хорошо владеет информацией многовекового текстологического и научно-исторического анализа текста Ветхого Завета и необходимо отвечать на его аргументы.
При переходе от социализма к капитализму произошла резкая смена ценностей в обществе, при этом обесценены многие истинные ценности, а во главу угла возведены деньги и добыча их любым путем. Все это с одной стороны сильно развило рационализм у части населения, с другой – повысило тягу у других людей к духовности и религии. Происходит массовый возврат людей к религии. Но здесь мы сталкиваемся с препятствиями, которые создала деятельность Ассоциации крымских караимов.
На протяжении двух десятилетий Ассоциация всевозможными способами распространяет информацию о языческих пережитках, сохранившихся у караимов. Этот материал был по крупицам собран в разных семьях, в том числе и из разных регионов проживания, старой литературы, дополнен материалами тенгрианства из публикаций, не относящихся к караимам, все это было объединено в единое целое и неимоверно преувеличено. То, что знали урывками, или, о чем только слышали несколько человек, превращено в картину повседневной жизни всех караимов! Постоянная пропаганда этих материалов, постоянные поиски параллелей, создали образ караимов-язычников, а не верующих в единого Бога по Ветхому Завету и не только среди окружающих, но и среди караимов по происхождению. Это наносит огромный вред караимам. Чиновники у власти, читающие эти материалы, задаются вопросом, зачем нынешним караимам возвращать храмы Единого Бога, если большинство из них - язычники? Более пытливые читатели, а тем более занимающиеся наукой, читая караимскую литературу 19 и начала 20 века, изучая историю караимов, явно видят в этой нынешней литературе вымысел и сейчас Ассоциация добилась того, что ко всем нашим публикациям относятся как к изобилующим вымыслами. Но хуже то, что караимы, поверив в это язычество, уходят от атеизма в христианскую религию, пренебрегая настоящей религией своих предков, и воспитывают своих детей в лоне этой религии, утрачивая все караимское. В особенности этот языческий пресс чувствуется в Симферополе, где проживает руководство Ассоциации и научно-консультативный совет. Здесь много высокообразованных караимов, которые воспитаны атеистами, и их авторитет, мнение и отношение служит примером отношению к караимской религии, хотя они совсем не знают религии своих предков и не хотят ее знать из-за схожести с талмудизмом. А талмудизм постоянно усиливает давление на последние очаги, сохраняющие неизвращенной древнюю религию. Нам нужна помощь, а вместо помощи от Ассоциации мы получаем противодействие, кроме возврата и ремонта зданий, которые постепенно превращаются в музеи, вместо того, чтобы становиться духовными центрами караимской жизни.
Подведем итог – основными задачами сейчас являются:
1. возрождение караимских общин,
2. пропагандирование караимской религии, проповедничество,
3. привлечение в общины больше народа,
4. работа с семьями, начиная от дедушек и бабушек заканчивая внуками и правнуками,
5. подготовка и издание литературы, статей, листовок,
6. создание общинных библиотек ксерокопий и электронных вариантов книг, статей,
7. ограничение пропаганды язычества,
8. организация субботних чтений и общения.

11 февраля 2011 г. Александр Бабаджан

Hosted by uCoz