Личности в истории караимов. Авраам Самуилович Фиркович
Серая Маркович Шапшал
Соломон Абрамович Бейм
Тобия Сима Леви Бобович
Музей караїмської історії та культури в Галичі
История караимов Украины
Караимы - коренной малочисленный народ Украины.

Крымские караи (крымские караимы-тюрки) — коренной народ Крыма, объединенный общностью крови, языка и обычаев, осознающий собственную этническую индивидуальность, кровное родство с другими тюркскими народами, самобытность культуры и религиозную самостоятельность. Испытывает особые чувства к Крыму, как к исторической родине, дружеское расположение к другим народам и конфессиям, уважает их самоидентификацию.
(Самоопределение крымских караимов)

Крымский полуостров во все времена был оживлённым перекрёстком народов, религий, языков и культур. Веками на этом кусочке земли оседали народы и племена разного происхождения, привнося свой неповторимый колорит в этническую мозаику полуострова. Под влиянием различных исторических обстоятельств многие из этих народов смешивались между собой, образуя новые этносы с собственными уникальными культурными традициями. Один из народов, чья родина - Крымский полуостров - крымские караимы. По-караимски - къырым къарайлар.
Начальный этап этногенеза крымских караимов историки как правило относят к VIII - X векам - эпохе существования Хазарского каганата. Большинство исследователей полагают, что предками караимов Крыма были племена, входившие в состав Хазарского государства и местное, аборигенное население Крыма, отличавшееся пёстрым этническим составом. Среди предков крымских караимов - протоболгары, сармато-аланы, частично, готы. В состав этого этноса вошли также и половцы (у караимов сохранилась фамилия Комэн - от этнонима половцев - куманы). В антропологическом, в целом европеоидном облике караимов наблюдаются и признаки монголоидности.
Самое раннее упоминание письменных источников о крымских караимах принадлежит самим караимам и относятся к 1278 году. Византийский караим Аарон бен Иосиф а-Рофе в своей книге "Сефер а-мивхар" ("Книге избранных трудов") сообщает о караимах города Солхата (Ныне г. Старый Крым). К концу XIII века относится появление караимского храма - кенаса в Кафе (ныне г. Феодосия). Есть и данные, позволяющие высказать предположение, что караимская кенаса появилась в Кафе ещё раньше, в Х веке.
Караимы, наряду с крымскими татарами и крымчаками - тюркский народ Крыма. Практически все очевидцы, наблюдавшие жизнь караимов Крыма в средние века, говорят о том, что ни по образу жизни, ни по внешнему виду караимы не отличались от окружавшего их крымскотатарского населения, а отличия проявлялись, в основном, в религиозной сфере и в менталитете караимов. В XIII веке караимские общины возникают в Западной Украине, а в конце XIV века караимы расселяются в Литве. Литовский князь Витовт после похода в Крым привёл с собой в Литву несколько сотен караимских и татарских семей. Будучи умелыми воинами, переселённые Витовтом караимы охраняли княжеский замок и границы государства.
Духовным центром крымских караимов был город-крепость Кырк-Йер (Джуфт-Кале, Чуфут-Кале), неподалёку от столицы Крымского ханства - Бахчисарая. В Кырк-Йере находился ханский монетный двор, там же в 1751 году караимами была основана первая в Крыму типография.
Кроме Кырк-Йера (Джуфт-Кале) караимы жили в горах и предгорьях Крыма, городах о округах Мангуп-Кале, Солхате (Старом Крыму), Кафе (Феодосии), Гезлеве (Евпатории).
Жившие в Крымском ханстве караимы пользовались самоуправлением и были освобождены от многих налогов.
После присоединения Крыма к Российской империи в конце XVIII века Джуфт-Кале постепенно покидают жители, и религиозным центром караимов становится г. Евпатория. Караимы расселяются и за пределами полуострова - в имперских столицах Санкт-Петербурге и Москве, в Новороссийске и в городах Украины - Киеве, Харькове, Одессе, Николаеве, Екатеринославе (ныне г. Днепропетровск), Бердянске. К 1917 году в Российской империи насчитывалось 40 караимских общин, 20 караимских кенаса, численность караимов составляла 14000 человек. После 1917 года многие караимы, не приветствовавшие захват власти большевиками, отправляются в эмиграцию. Первая мировая и последовавшая за ней гражданская войны, а также ассимиляторская национальная политика советской власти, закрытие караимских храмов, школ и библиотеки в Евпатории привели к сокращению численности крымских караимов.
В 1930-1940 годы национальные организации караимов были ликвидированы, храмы закрыты. Религиозные обряды стали отправлять дома.
После освобождения Крыма от фашистов часть караимов была депортирована вместе с крымскими татарами и другими народами. Тогда же был уничтожен ценный этнографический материал, с риском сохраненный в годы оккупации - этнографический отдел музея в Симферополе.
В наши дни во всём мире насчитывается около двух тысяч крымских караимов, около тысячи из них проживают на своей родине, в Украине.

Караимы Западной Украины.

Традиционным местом проживания караимов Украины являются и западные области нашей страны. В XIII веке первый король Украины Данило Галицкий пригласил караимов на земли Галицкого - Волынского княжества. В 1246 году 80 караимских семей из крымских городов Солхата, Мангупа и Кафы переселились из Крыма в Галич. В этом городе - бывшей столице княжества - до наших дней сохранилась караимская община, однако ныне её численность сократилась до критического уровня; украшавшая Галич караимская кенаса в стиле барокко была уничтожена в 1980-е годы. Караимские общины существовали и в других городах Западной Украины - Львове, Луцке, Деражно, Кокизове.
Караимский язык, наряду с крымскотатарским, кумыкским и карачаево-балкарским, относится к кыпчакской группе тюркских языков. Он имеет три диалекта: крымский, который почти полностью совпадает со средним (орта йолакъ) диалектом крымскотатарского языка, тракайский (диалект литовских караимов) и галицко-луцкий диалект.
Это один из наиболее древних сохранившихся тюркских языков. Данные караимского языка указывают на то, что караимы последовательно входили в состав хуннского, булгаро-хазарского, узо-печенежского племенных союзов, позже - в кыпчакско-половецкий племенной союз с господствующим кыпчакским языком, основные черты которого караимы сохранили и в современных диалектах. Караимский - один из наиболее чистых тюркских языков, сохранению которого способствовало его введение в богослужебную практику у караимов и ранний (не позже XI в.) перевод на него Ветхого Завета. Заимствований из других языков в языке караимов мало, это в основном, слова арабского, персидского и славянского происхождения. Имеющиеся в караимском элементы аланской лексики исследователи связывают с участием сармато-алан в этногенезе караимов. Подобное явление характерно и для языка крымских татар.
Крымский диалект к середине ХІХ в. подвергся сильной ассимиляции со стороны родственного ему крымскотатарского языка. У караимов, живших за пределами Крымского полуострова, язык почти не изменился с ХІІІ века. В ходе реформы турецкого языка в 30-е годы ХХ века языковеды включили в турецкий язык 330 караимских слов, что свидетельствует о о древности, чистоте и хорошей сохранности языка караимов. Лексический состав караимского языка содержит значительное количество слов, характерных только для древних тюркских языков, в первую очередь, для половецкого - это, в частности, слова из области сельского хозяйства, пчеловодства, военного дела, замещенные в других тюркских языках заимствованиями из персидского, арабского и других иностранных языков.
Традиционная письменность караимов, основанная на еврейском квадратном письме, использовалась вплоть до начала XX века. Во многих караимских семьях до сих пор хранятся написанные еврейским письмом рукописные сборники текстов многообразного содержания - меджума. На протяжении XX века караимские общины использовали латинский алфавит и кириллицу. В наши дни литовские караимы используют литовский вариант латинского алфавита, а караимы Крыма пользуются кириллицей.
Однако судьба и перспективы караимского языка в Крыму внушают тревогу. Ныне им владеют лишь немногие пожилые люди. Крымскими караимами предпринимаются шаги к реанимации своего языка, его сохранению для будущих поколений.

Hosted by uCoz